smirnoff_v (smirnoff_v) wrote,
smirnoff_v
smirnoff_v

Category:

Институты, иерархия и всякие подозрения... часть 2.

А речь идет о другом, не об иерархии, которую нужно «взять и отменить», а об особом способе достижения и фиксации своего статуса, а именно способности присвоения чужого труда и соответственно количества этого присвоенного труда во владении индивида. Того самого чужого труда, которым этот индивид может распоряжаться в своих интересах.

Вот когда иерархия строится на такой основе, тогда и появляется классовое общество, эксплуатация (как способ этот труд присваивать), конкуренция не талантов и умений, а борьба за чужой труд, за право и возможность его присваивать. Там же и роскошь, как демонстративная растрата чужого труда – внешняя демонстрация своего статуса именно в этой (а не любой!) иерархической системе.

Именно иерархия во владении и распоряжении чужим трудом приводит к постоянным острым противоречиям между формальными и реальными иерархиями. Поскольку господствующие в деле присвоении чужого труда индивиды и группы людей (классы) обладают и властью – экономической и политической, они в состоянии присваивать формальный статус и формировать формальные иерархии. То есть назначать начальников и вообще членов иерархической пирамиды с собой любимыми на вершине. Естественно базовым принципом назначений будет тот, насколько полезен человек в деле захвата и присвоения чужого труда – в том числе в силовой ли защите присвоенного, в идеологическом обосновании права на присвоение и т.д.

Неформальные же иерархии скорее формируются на пользе, которую индивид приносит социальной группе в частности и обществу в целом. На то они и неформальные, что держатся исключительно на мнении и согласии людей. И как правило, хотя и не всегда даже в классовом обществе, эти иерархии конфликтуют, не совпадают друг с другом. Оттуда и сказочные мифы простого народа о мужицком царе, царе труженике, о глупых королях и умных портняжках, и справедливости в конце концов. Да даже антикоммунисты и сторонники буржуазного общества или какой-нибудь «России, которую они потеряли» вовсе не пытаются доказывать имманентную справедливость такой формальной иерархии, а скорее пытаются доказать, что в их «идеальном» обществе формальная иерархии в общем и целом совпадала с реальной. То есть Форд, какой ни будь, работал-работал и честно получил вознаграждение (в виде чужого труда на несколько миллиардов – этого правда они не добавляют, поскольку несоизмеримость усилий и присвоенного чужого труда несколько режет глаз).

При этом нужно понимать, что такой способ построения социальной иерархии – и тут Анлаз совершенно прав, - связан с эпохой разделения труда. Тут вот в чем дело. Разделение труда связано в первую очередь с разделением труда на труд человеческий в полном смысле, осмысленный, творческий и интересный, и с другой стороны труд нечеловеческий, с точки зрения индивида бессмысленный, отчужденный. Таким трудом, например, был бы труд по изготовлению каких-нибудь элементов, или сырья, не требующий особой квалификации, когда работник производит механические операции, растрату своих физических и нервных сил по распоряжению начальника и ему же отдает плоды труда.

Понятное дело, никто по своей воле, коли у него в достатке средств для жизни, таким трудом заниматься не стал бы. И занимается лишь потому, что его способность к труду ему не принадлежит. Он ее либо продал чтобы получить средства для жизни – если наёмный рабочий. Или просто боится за свою жизнь, если раб и его способность к труду априори принадлежит рабовладельцу (с рабом политэкономическое отношение сложнее – но тут особый разговор нужен).
Просто на определенном этапе развития материальных сил общества такое разделение при всех его недостатках и страданиях людей с точки зрения производительности эффективнее доклассового производства где каждый член общества (вернее семья) были в состоянии производить и производили практически все, необходимое для жизни.
Поэтому описанная иерархии – еще раз повторю, не вообще иерархия, а иерархия в деле присвоения, владения и распоряжения чужим трудом, - и доминировала в обществе, определяя социальный и политический строй.

Но поскольку и разделение труда и такой стой, это всегда насилие и несправедливость, они исчезнут, как только производство, не использующее отчуждённый труд, превзойдёт в производительности вышеописанное производство эксплуататорского общества. И немало данных и признаков говорят нам о том, что это уже произошло. А старое общество держится за счет мощной формальной иерархии где множество людей заинтересованы в сохранении своих формальных статусов к которым прилагается и власть, и доля в общественном продукте.

Как же насчет иерархий и соответственно конкуренции (за статус в иерархии) в коммунистическом обществе. Естественно иерархии никуда не денутся. Никуда не денутся и разные статусы людей. Другое дело, что исчезнут – постепенно, по возможности, - формальные статусы. Поскольку не будет группы людей (господствующего класса), интересы которых противоположны интересам всего общества. То есть не будет высокостатусных лиц, польза от которых заключается в умении эксплуатировать других или помогать в этой эксплуатации. Статусы и иерархии потеряют формальный (как-то зафиксированный) характер и будут исключительно продуктом отношения к человеку его коллег, товарищей и в конечном счете общества в целом. И человек должен будет постоянно подтверждать свой статус своим поведением и деятельностью на благо общества.

P.S. Тут еще нужно заметить, что пока формальные статусы не исчезнут, их наличие всегда будет иметь контрреволюционных характер. Само расхождение формальных и реальных статусов в социалистическом, переходном обществе говорит о том, что появилась группа людей, чьи интересы вошли в конфликт с интересами общества в целом и можно ожидать того же, что и произошло с СССР. Это важнейших симптом.
Subscribe

  • Об интеллигенции – пару отрывков

    Вот тут Анлаз сделал прелюбопытнейшее открытие, с которым я все же вынужден не согласиться. Это открытие состоит в том, что де интеллигенции до…

  • Эксплуатация и конкуренция

    Вот тут Антон Лазарев утверждает, что главная проблема капитализма в конкуренции, которая зряшно поглощает ресурсы и т.д. Не могу согласиться.…

  • Институты, иерархия и всякие подозрения... часть 1.

    Я уже давно подозревал, что за блогом ЖЖ anlazz.livejournal.com скрывается не один человек, а несколько. Конечно, они…

  • Профанная критика

    Меня удивляет, когда вполне достойные и разумные люди начинают критиковать христианское вероисповедание, если так можно выразиться,…

  • Насчет Хеллоуина

    При всем привычном идиотизме законодателей нужно заметить, что хэллоуинщики тоже раздражают. Вообще сторонники чего угодно стали вести себя подобно…

  • Утопизм и диалектический взгляд

    Вот тут, где я написал о эволюции архитектуры, которая будет отражать эволюцию социальной жизни, (которая заключается в преодолении (снятии)…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 82 comments

  • Об интеллигенции – пару отрывков

    Вот тут Анлаз сделал прелюбопытнейшее открытие, с которым я все же вынужден не согласиться. Это открытие состоит в том, что де интеллигенции до…

  • Эксплуатация и конкуренция

    Вот тут Антон Лазарев утверждает, что главная проблема капитализма в конкуренции, которая зряшно поглощает ресурсы и т.д. Не могу согласиться.…

  • Институты, иерархия и всякие подозрения... часть 1.

    Я уже давно подозревал, что за блогом ЖЖ anlazz.livejournal.com скрывается не один человек, а несколько. Конечно, они…

  • Профанная критика

    Меня удивляет, когда вполне достойные и разумные люди начинают критиковать христианское вероисповедание, если так можно выразиться,…

  • Насчет Хеллоуина

    При всем привычном идиотизме законодателей нужно заметить, что хэллоуинщики тоже раздражают. Вообще сторонники чего угодно стали вести себя подобно…

  • Утопизм и диалектический взгляд

    Вот тут, где я написал о эволюции архитектуры, которая будет отражать эволюцию социальной жизни, (которая заключается в преодолении (снятии)…