smirnoff_v (smirnoff_v) wrote,
smirnoff_v
smirnoff_v

Categories:

Фредерик Пол, «Врата»

Тут случайно попалась книга Фредерика Пола «Врата», которая открывает цикл «Хичи». Давно стояла на полке, и вот взялся перечитать, проверить старое впечатление.
Так вот книга ужасна. Я имею в виду не по авторскому мастерству, а по содержанию. Наверняка многие ее читали, но напомню.



Земляне находят в солнечной системе артефакты загадочной расы, которая существовала миллионы лет назад. Самой главной находкой стал громадный астероид, пустой внутри, с пригодной для человека атмосферой и с пристыкованными к нему тысячами небольших космических кораблей. Почти все корабли находятся в рабочем состоянии. Но как ими управлять, никто не знает. Система управления как то связана с цветовой композицией, которую можно менять.
Полеты осуществляются следующим образом: набирается случайная композиция и если нажать на кнопку старт, а корабль куда-то летит, а потом, там куда корабль прилетел, можно нажать на ту же кнопку, и корабль вернется обратно.

Корабли совсем не большие: одноместные, трехместные и пятиместные. В них можно набить определенное количество кислорода и еды. Продолжительность полета заранее неизвестна, и узнать, какова она будет можно только после первого «звоночка» - когда корабль пролетает полпути туда, и начинает торможение, включается загадочный аппарат.

Если выясняется, что цель слишком далеко, в карты разыгрывают проигравшего, который перерезает себе глотку. Или двух проигравших. Или заранее знают, что все умрут.
Любопытна социальная организация всего этого дела. Все сделано насквозь капиталистически. Сама станция с кораблями принадлежит международному консорциуму. А космонавты, это обычные люди, которые решили разбогатеть. Сначала нужно добыть немалую сумму денег, что бы долететь до станции. После этого после краткого курса обучения эти люди становятся как бы космонавтами, сбиваются в команды или остаются одиночками для одноместных кораблей и подают заявки на полет. Команды формируются случайно, по знакомству, сексуальным предпочтениям и т.д.

Сам полеты напоминаю русскую рулетку. Какая-то небольшая доля успешна – т.е. космонавты не только возвращаются, но и привозят ценные артефакты, полезные корпорации. Тогда они получают бабло, иногда очень много. Бабло делится на всех уцелевших и как сами понимаете, зачастую корыстный интерес, который заключается в том, что бы уцелевших было поменьше, побеждает.

Существенная часть полетов не дает ничего – какие то небольшие деньги, что бы прожить пару неделек на астероиде, где все очень дорого (если у тебя нет денег, и ты не нашел работы внутри астероида, тебя просто выкинут нафиг без скафандра).
Ну и определенная часть вовсе не возвращаются или возвращаются без команды – например, если команда размазана тонким слоем по внутренней поверхности корабля.
Никакой романтики космических полетов – страх и жажда наживы, ну и мучения по 100-200 дней в тесном, (размером с небольшую комнату), вонючем корабле. Секс, что бы убить время и отогнать страх.

Вот такое вот дерьмо.

Книга даже сейчас поражает контрастом с советскими фантастическими представлениями об освоении космоса. Даже такими жесткими, как «Лунная радуга», например. Не говоря уж о все корпусе куда более светлой советской фантастики. А уж в насколько депрессивное состояние она вогнала меня, когда я читал ее в первый раз – в 90-х! Книга и сейчас депрессивная донельзя. Одна из лучших, с точки зрения антикапиталистической агитации. Мне даже странно, что ее не перевели еще в конце 70-х, когда она была написана – ибо как антикапиталистическая агитка работает куда лучше, чем большинство продуктов ведомства Яковлева. Причем демонстрирует, что на самом деле и с точки зрения эффективности капитализм в космос допускать нельзя. А советского читателя в те годы книга просто шокировала бы, как подробное описание жизни общины людоедов.

Надо сказать, что и США это поняли и сделали автору внушение, несмотря на кучу полученных премий, после чего в дальнейших романах серии он решительно сдал назад, нарисовав образ благородного буржуя.

Зачем я все это написал? А вот затем, что мы как то к капитализму обвыклись, часто не замечаем его инфернальности, живем в культурном пространстве, где кино и литература романтизируют и легитимируют эту систему социальных отношений.

А тут есть случай увидеть ее неприкрытую харю. Причем это не антиутопия написана, а взгляд человека буржуазного общества на то, как на самом деле была бы организована система, случись такие обстоятельства.

И, кстати, мне хотелось бы узнать. Как эту книгу воспринимают те, кто воспитан в СССР и на советской фантастике и читатели более молодого поколения, выросшие уже в эпоху «новой России». Привычные к аду, в котором мы живем.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments