smirnoff_v (smirnoff_v) wrote,
smirnoff_v
smirnoff_v

Category:

О потребительстве, как неотъемлемой части капитализма. Часть 3. Еще о капитализме!


Вот тут и тут я писал о кризисе капитализма, об отчужденном труде и превращенном потреблении, о неспособности капитализма полно использовать главный ресурс человечества, - человеческий труд. В ответ мне написали немало любопытных комментариев, но я пока не стал отвечать на заданные вопросы и возражения, ибо текст еще не закончен, и, возможно, мой читатель найдет ответы на некоторые свои вопросы в дальнейшем. На некоторые вопросы я отвечу тут.

Смысл моего текста на данный момент заключается в том, что бы обнаружить необходимые и граничные условия того способа производства, который должен сменить современные капиталистические отношения. Я постарался показать на чем запнулся капитализм, и следовательно, какие проблемы должен разрешить новый способ производства. Итак, вернемся к отчужденному труду и превращенному потреблению. Проблема состоит в том, что подобный тип потребления и экономика, основанная на отчужденном труде неразрывно связана. С одной стороны понятно, что способ потребления золотого миллиарда во-первых априорно разбивает человечество на две неравные группы, находящиеся в антагонистическом конфликте друг с другом. На этот самый потребляющий золотой миллиард и нищающую периферию. Но это бы Бог с ним, ибо я не берусь делать оценок с точки зрения морали, как бы я сам лично к этому делу не относился, ибо человечество живет в условиях разделения на богатых и бедных не первое тысячелетие. Хуже то, что система настроена на бесконечно возрастающее потребление, что вызывает все более напряженные внутренние конфликты в системе золотого миллиарда за сокращающееся ресурсы. А в следствии технологической мощи в загребущих ручках этой публики, человечество может оказать заложником конфликта кадавров.

Впрочем и без самоубийства человечества ничего доброго в рамках капиталистической системы нас не ожидает. Молодой капитализм требовал просвещения. И не только для высших классов, но и для рабочих в определенных рамках. Усложнялись средства труда и капитализм строил школы и ВУЗы, ибо ему требовались квалифицированные работники. Маркером того, что капитализм сегодняшнего дня именно загнивает - является всеобщая «идиотизация». Капитализм разгромил созданную им самим в свое время систему образования, и разработал технологии (информационные) дебилизации населения. Это глухая оборона обреченного строя!

Есть и третья проблема, связанная с прогрессом человечества. Мне тут в комментариях возражали, что де прогресс, штука западная и вовсе для человечества не обязательная, вполне можем обойтись, не растрачивая на него ресурсы. Мне и спорить то с этой позицией немного неловко, ибо принципиально я с ней согласен. Бесконечный прогресс, как трансцендентное условие человеческого бытия мне представляется конкретно-исторической выдумкой, превращенной формой вечной протестантской борьбы за доказательства своего спасения (избрания). Однако не стоит забывать о проблеме ограниченности ресурсов. Можете называть меня романтиком, но я полагаю, что у человечества нет иного выхода, кроме освоения космических ресурсов, пока, по крайней мере, ресурсов солнечной системы. И вовсе не для безгранично растущего потребления! Можно представить и достаточно аскетические и одновременно блистательные культуры, обеспечивающие своим членам высокий уровень духовного совершенства. Однако для человечества как такового, если оно не сможет дотянуться до космических ресурсов, сектор возможностей будет существенно сужен и будет сужаться по экспоненте. Если сейчас, на пике потребления ресурсов и технологической мощи мы не сумеем сделать этого рывка, следующая попытка может быть совершена в неизмеримо худших условиях. Имеем ли мы право оставить своих потомков в такой, почти безвыходной ситуации?

И капитализм не решает этой основной задачи прогресса. Во-первых, капитализм сегодня не заинтересован в НТП, как я писал ранее, и весь прогресс сосредоточился в двух направлениях. Сильным мира сего хочется вечно жить, и потому исследования сосредоточены в медицине и сопряженных отраслях, и вечно господствовать, в связи с чем развиваются информационные (манипулятивные) технологии. Во-вторых, капитализм сегодня не в состоянии в достаточной мере концентрировать ресурсы для решения поставленных задач. В-третьих, сегодня капитализм не в состоянии ставить себе долгосрочных задач (сегодня рынок диктует бессмысленность долгосрочных вложений и горизонт составляет около 10 лет все сокращаясь; то, что не даст отдачи в течении 10-летия попросту не имеет смысла для рынка). И последнее, капитализм даже не хочет ставить себе долгосрочных задач, не имея к тому мировоззренческих оснований (как писал Хайек, мы ничего не должны своим потомкам, потому что они ничего не могут сделать для нас).

Итак, начнем подводить итоги!

Во-первых, социально-экономический строй, который придет на смену капитализма должен разрешить проблемы отчужденного труда и превращенного потребления. Сам капитализм эти проблемы разрешить не сможет. Тут ведь вот какое дело! Как вы помните, я писал о том, что только 25% приобретенных в процессе «шопинга» вещей в странах золотого миллиарда используется более одного раза. Понятное дело, с точки зрения здравого смысла, качество жизни человека никак не ухудшилось бы, если бы он обошелся без приобретения тех товаров, которые он и использовать то не будет. Т.е. очевидно, что в «физическом» смысле можно существенно снизить потребление без снижения жизненного уровня. Однако этого невозможно сделать по причинам экономическим и социально-психологическим в рамках капиталистического строя. Если покупать начнут на 75% меньше, то это закончится экономическим коллапсом для современной экономики. В условиях избыточности трудовых ресурсов (а именно в капиталистической системе труд стал избыточным) сокращение производства приведет к массовым увольнениям и социальной катастрофе. Рухнет финансовая система, построенная на кредитовании растущего потребления. Более того, будет поставлена под сомнение вся трудовая, да и жизненная мотивация людей. Ибо крутиться как белка в колесе (даже занимаясь трудовым «онанизмом», о котором я писал раньше) заставляет людей в системе отчужденного труда только бич избыточного, неограниченного, фрустрационного потребления.

Таким образом, даже если все буржуи вдруг проникнутся вечными ценностями и попытаются прекратить ускоренный процесс превращения невозобновимых ресурсов в дерьмо, они ничего не смогут сделать. Эксплуатируемые массы их повесят по суду Линча и назначат новых буржуев.

Ну ладно, возразят мне, но ведь можно обеспечивать произведенным барахлом бедных, т.е. африканцев всяких (да и русским не помешает).

А с каких это…? Тут ведь та же капиталистическая беда. Капитализм не в состоянии найти применение труду этих самых африканцев, поэтому придется просто раздавать. (В сравнительно небольших масштабах уже раздает своим собственным неграм, латиносам и другим арабам и это уже приводит к социальным проблемам - иждивенчеству). Но тогда кто же станет вообще работать? Отчужденный труд это дело тухлое, без сильного пинка никто им по своей воле заниматься не будет.

Итак, капитализм не в состоянии разрешить названные проблемы в принципе, а не по злой воле, а будущий социально-экономический строй должен разрешить их самим способом своей организации, а не в следствии доброй воли (как это пытались сделать в СССР). Кроме того, этот строй должен быть в состоянии концентрировать ресурсы, и инвестировать их в долгосрочные проекты.

И последнее! Крайне важное граничное условие! Мы не можем просто выдумать социально-экономический строй. Оставим это дело фантастам. Дело в том, что этот строй уже существует в виде уклада и наша задача, среди существующих укладов найти тот, за которым будущее.

Поясню свою мысль. Социально-экономическая формация в марксизм, это на самом деле идеальный тип (Вебер), идеализация, инструмент познания. На самом деле, когда мы говорим о рабовладельческой или, например феодальной формации, мы говорим лишь о том, что рабовладельческие или феодальные отношения стали основными, определяющими в ту или иную эпоху и тем самым в определяющей степени формирую «надстройку». В то же время в любом реальном рабовладельческом обществе в виде укладов всегда существовали и те отношения, которые мы называем феодальными, и даже присущие капитализму. Любая социальная революция вовсе не выдумывает совершенно новый строй, а лишь выдвигает на первое место другой уклад, который уже давно существовал на периферии общественной жизни. И признаки этого будущего уклада мы можем и обязаны обнаружить, ибо он подает сигналы. Он пока не институализирован, но социально-экономические отношения, ему присущие, все сильнее проявляются в общественной жизни, все чаше встречаются, нарастают, хотя этот процесс не так легко заметить, потому что они привычны и кажутся естественными и обыденными.

Впрочем, о социально-экономической системе завтрашнего дня продолжу в следующем тексте!

Пи.Си. Забавляют меня граждане, которые свое несогласие с тем, что капитализм загнивает, аргументируют фактами массовой миграции в центры капитализма, да еще добавляют, что загнивает капитализм больно ароматно.

Так и  представляю себе римского провинциала четвертого, примерно, века с теми же аргументами…

- Ну о каком кризисе, о каком закате нашей римской империи и родного античного мира можно говорить, когда практически все стремятся в Рим. Ну а если не в Рим, то в Антиохию, Карфаген, Лугдун или Александрию. Варвары всеми правдами и неправдами пробираются через границы что бы жить в наших прекрасных городах и пользоваться благами нашей высочайшей цивилизации. И каждому, представьте себе каждому там найдется и миска с похлебкой, и кусок хлеба и туника какого хочешь цвета!

 - Но Лугдун уже разрушен, abominatio desolationis по всей Галлии, - попытаюсь возразить я.

А… Этот городишка все равно был слишком далеко на севере, - пренебрежительно махнул рукой провинциал, - климат знаете те ли, не для цивилизованного человека, - и со значительным видом продолжил…

- Но если ты хваток и деловит, то все пути открыты перед тобой, и не важно, что ты дикий северный варвар. Можешь разбогатеть как Лицинтиан или стать Magister militum (генералом армии-?), как варвар Арбогаст… Или даже - , он осторожно наклонился ко мне и сделав круглые глаза прошептал, - императором!!!

- Так что, мой дорогой варвар, не сомневайся, наша любимая Римская империя будет процветать вечно… На наш век хватит точно! Valete et plaudite, дружище, Dixi!

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 66 comments