Вот тут любопытный разговор о судьбах русского села. Правда, большая часть комментариев на удивление эльфийские, однако кое-что вынесу, свой ответ, например.
Речь идет о том, что «Одинокий хутор в США. Американец занимается выращиванием кукурузы.
Одинокий хутор в России. Русский жрет водку и умирает от цирроза печени.
Почему????».
То, что никакого одинокого хутора ни в США, ни в России нет, а есть системы сельхозпроизводства с финансированием, кредитованием, страхованием, системами сбыта и т.д. и т.п. – очевидно. Впрочем, дискуссию можно посмотреть по ссылке. Я выложу ответ на другое замечание, потому как недавно лично ознакомился с исследованием, о котором речь ниже.
Я могу сказать не по российскому, а по белорусскому селу. Исследовали сельскохозяйственные предприятия разных типов, направленные на рыночную эффективность по принципу описанного вами КФХ, просто приличные на плаву сельхозпредприятия – бывшие колхозы и такие же предприятия убыточные и тонущие (о них я говорить не буду).
1-й тип как бы эффективен как экономическая единица, однако результаты следующие: крестьяне не в состоянии поддерживать ЛПХ, личного скота не имеют, дом и подворье запущенные, работает в селе только часть трудоспособных и работает интенсивно, как рабочие на заводе. Нахождение пьяным на работе жестко пресекается, но после работы и в выходные пьют по-черному. Культурного досуга практически нет. Массово несчастливы и желают уволиться. Держит только отсутствие любой другой работы в округе, впрочем, у предприятия нарастающие проблемы с кадрами и приходится завозить работников.
Суть в том, что такой способ труда разрушает традиционный образ жизни крестьян, не позволяет вести ЛПХ, превращает их в чистых капиталистических батраков.
Иначе со «средними» предприятиями – бывшими колхозами. Они не так эффективны, как 1-й тип, однако позволяют крестьянам (в том числе и помощь со стороны предприятия) вести приличные ЛПХ, держать скот, большие огороды и т.д. Дома куда более ухожены. Заработная плата меньше, но общий доход вместе с ЛПХ выше. Люди более довольны и доля занятых выше. Гордятся своим предприятием и своей работой. Пьют меньше, и имеют досуг в более культурных формах.
Более того, если рассматривать не чисто рыночную эффективность экономических агентов, а эффективность т.с. общественную, то выясняется, что 2-й тип по этому счету более эффективен. Т.е. общее производство хозяйства + ЛПХ по валу выше чем тоже самое в 1-м типе при сопоставимой численности и направлении сельхоз производства.
Вообще «Ванька на печи водку жрет» с социологической точки зрения означает следующее. Ванькам предложен новый социальный институт – рыночное сельское хозяйство. Любой социальный институт, это совокупность определенных ролей, в данном случае новых ролей, статусов, легитимизированных новыми нормами, ценностями и т.д. Ванька ложится на печь и принимается за водку тогда, когда эти новые роли его не устраивают. Не хочет он их разыгрывать в своей жизни, не желает поднимать свой статус в новой системе статусов, поскольку не считает предлагаемые статусы достойными и вообще высокими.
Почему не желает? Потому что новые нормы и ценности вступают в непримиримое противоречие с традиционными, принятыми Ванькой «с молоком матери», т.е. полученными в результате социализации. Печь и водка это протест против навязываемых и чуждых социальных институтов. Такие институты, которые не имеют массовых рекрутов сами собой отмирают. Но вместо того, что бы думать, как изменить институт, наш интеллектуальный мир размышляет, как бы посильнее нагнуть Ваньку, дихлофосом его потравить, что бы он все таки принял новый социальный институт.
Мне скажут, что де ничего страшного, любая реформа есть преодоление традиционных практик, но вот в чем дело. Любая реформа, которая сталкивается только с элементами традиционности, не покушается на мировоззренческое ядро людей и открывает для людей реальные новые возможности, идет обычным образом. Сначала трудности, пускай и серьезные, социальное насилие, но через всего несколько лет процесс «прорывается», становится самоподдерживающимся, появляется немалая и интенсивно растущая группа людей – опоры нового института, людей, получивших высокие статусы в нем, количество рекрутов растет по экспоненте и т.л.
Что-нибудь подобное с фермерством в России произошло? Нет! Очевидно, новый институт столкнулся с чем-то очень серьезным, с чем то, задевающим ядро народного духа – и Ванька пьет на печи, хоть тресни.
Но вместо того, что бы срочно менять институт вы перекладываете с больной головы на здоровую. Вы уже 20 лет говорите – вот будет у нас рыночное хозяйство – хоть пускай все крестьяне передохнут. Тем более и аргументы есть, вроде того что на Западе хватает 5% населения для сельхозпроизводства. Впрочем, передохнут все, ничего страшного – индусов завезем. Ага?
August 24 2011, 10:27:47 UTC 9 months ago
August 24 2011, 11:39:59 UTC 9 months ago
August 24 2011, 13:36:38 UTC 9 months ago
P.S.
>Более того, если рассматривать не чисто рыночную эффективность экономических агентов, а эффективность т.с. общественную, то выясняется, что 2-й тип по этому счету более эффективен. Т.е. общее производство хозяйства + ЛПХ по валу выше чем тоже самое в 1-м типе при сопоставимой численности и направлении сельхоз производства.У СГКМ похожее было:
Кстати, погоня за наивысшей производительностью, выгодная с точки зрения монетаризма, разрушает не только энергию, но и сам "сэкономленный" ресурс - человека. Спорил я как-то с другом, капитаном испанского рыболовного траулера. Он говорит: "Вы нарушали закон Ленина о производительности труда. Когда мы проходили мимо советского судна, наши рыбаки смотрели с ненавистью: свободные от вахты русские загорали, играли на палубе в шахматы. А у нас на таком же судне было вдвое меньше персонала, и работали по 16 часов в сутки. Из каждого рейса я вез одного-двух под охраной - сходили с ума". Я спрашиваю: "Ну и что же тут хорошего? Ведь в порту у вас оставалось столько же безработных, которые гробили себя наркотиками. К чему такая производительность?". "Так ведь Ленин сказал", - а больше справедливых аргументов и не было. А несправедливые (вроде выгоды для хозяев) он и сам не хотел применять. Он год над этим думал, а потом признал, что у советских рыбаков было лучше, и в данном случае критерий производительности социализму не нужен.
http://www.kara-murza.ru/books/vopr
August 24 2011, 11:49:44 UTC 9 months ago
August 25 2011, 08:58:05 UTC 9 months ago
August 24 2011, 13:20:21 UTC 9 months ago
предположим, фермер нашел рынки сбыта, даже заработал что-то
как только стал лучше жить
к нему сразу придут
грабить
не обязательно бандиты, просто местное население
может даже не столько грабить, сколько пакости делать
даже дом поджечь могут
общество будет давить всех, кто хоть чуть-чуть высунулся
над серой массой нищих алкашей
August 24 2011, 13:33:39 UTC 9 months ago
"Небыдло""несерый" Вы наш...August 24 2011, 14:33:24 UTC 9 months ago
August 25 2011, 08:52:25 UTC 9 months ago
Впрочем, отвечу, только не в хамоватом тоне невежественного либераста, вроде «общество будет давить всех, кто хоть чуть-чуть высунулся
над серой массой нищих алкашей», а с научной, социологической точки зрения.
Таки да, общество будет давить, но причины сего вовсе не в зависти.
Если человек полагает определенный новые роли недостойными и грязными, если сам отказывается осваивать эти новые роли, если не желает добиваться высоких статусов в новом социальном институте, полагая эти статусы вовсе не высокими и уж точно недостойными, то как он должен отнестись к соседу, который взялся действовать в соответствии с этими, «грязными» ролями, который добивается «недостойного» статуса?
Вопрос тут не в богатстве соседа, а в неприемлимости путей, которыми сосед добился богатства. Если бы сосед разбогател в соответствии с общественно-приемлемыми нормами, никто бы претензий ему не предъявил. Это как если бы ваш сосед начал задницей своей зарабатывать. Впрочем, городское общество сегодня существенно больше, чем сельское впало в аномию, и скорее вам будет наплевать, пидор ваш сосед, или кто. Но в любом не аномичном обществе людям далеко не наплевать, как именно, нормативно или нет человек добивается высоких статусов, и общество всегда карает тех, кто добивается этих статусов неприемлемыми способами.
August 26 2011, 12:59:12 UTC 9 months ago
Ну не так однозначно. Общество оно тоже из разных людей состоит.
Хитрые просто протаскивают в Думе приемлемые для них способы, которые потом закрепляются в норму. Легитимизация она штука такая (как дышло). А Ванька пусть и дальше пьёт.
August 24 2011, 17:45:17 UTC 9 months ago
Подавляющее большинство эльфов™ считают, что алкоголизм (ну и наркомания заодно) возникает исключительно из-за лени. В эльфийские™ головы не умещается тот факт, что алкоголизм (и наркомания) - это болезни общества. И свидетельствуют о том, что люди не имеют возможности в обществе делать то, что им по душе.
August 25 2011, 08:55:19 UTC 9 months ago
August 26 2011, 16:04:18 UTC 9 months ago
Лет 10 назад я разговаривал с одним очень неглупым американцем. Ну выпалил ему целую обойму своих аргументов (по поводу жизни и различных теорий), приговаривая: "Согласись, это же полная брехня".
Он ответил: "Согласен. Но только ты не понимаешь одной простой вещи: ЕСЛИ существует глупость, ЗНАЧИТ, её можно использовать".
Поэтому вопрос именно в том: "ЗНАЧИТ ли???"
Эльфы уже дали свой ответ.
August 27 2011, 11:40:58 UTC 9 months ago
Подскажите пожалуйста, где можно почитать ваши работы. Мне редко доводилось встречать людей с такой глубиной осмысления действительности. Посему очень хочется прочитать в систематизированном виде ваши взгляды и размышления. Ну или может порекомендуете что-нибудь, учитывая, что в ЖЖ вы на условиях анонимности.
September 5 2011, 16:20:26 UTC 8 months ago
это, простите, не капитализм, а хуйня какая-то
September 6 2011, 22:15:01 UTC 8 months ago
September 7 2011, 06:57:59 UTC 8 months ago
September 17 2011, 15:09:40 UTC 8 months ago
(Для Смирноффа-В). Тут такое дело, что предпринимателей разделили на ЧУПы и собственно предпринимателей. Собственно предприниматели - это, допустим, ты и, быть может, твои родственники в качестве дополнительных работников или помощников. Всё.
А если ты как предприниматель берёшь чужих людей со стороны - то всё, ты уже не предприниматель, а ЧУП. Соответственно, налоги, бумажки ....
Маразм конечно. В итоге масса предпринимателей ушли в тень. А политически стали оппами.
Такой вот "капитализЬм".
September 22 2011, 09:31:18 UTC 8 months ago
September 22 2011, 12:41:39 UTC 8 months ago
В коммунистическом Китае, например, всех бумаг – бухгалтерия, отчётность, кадры, отпуска и т.д. на весь огромный завод хватит только на 1 (ОДИН) шкафчик метр в ширину и высоту с рост среднего человека. А что у нас творится ?
Другой то же самое рассказывает: «Был недавно в Китае на предприятии, выпускающем светодиодные панели. Товарооборот — 20 млн долларов в год. Обратил внимание: маленький шкафчик, в нем папки, по две на год. Спрашиваю: тут основные документы? Отвечают: тут все документы. Вот и за счет этого они выигрывают. У нас полстраны перекладывают бумажки, проверяют запятые. На администрирование, чтобы вернуть рубль, тратим чуть не 10″.
Эта вся муть с чупами и чопиками - сплошной идиотизм.
А про налоги, так вообще идиотизм на идиотизме. Просто надо менять систему, доставшуюся нам в наследство от совка.
Anonymous
November 9 2011, 05:11:38 UTC 6 months ago
November 9 2011, 09:24:23 UTC 6 months ago